Корзина
2 отзыва
+7-965-007-17-02
ООО «СБ Групп»
Быстромонтируемые краны

Быстромонтируемые краны

Быстромонтируемые краны
Континентальная Европа – родина быстромонтируемых башенных кранов. Германия, Франция и Италия – традиционные регионы производства и использования кранов этого типа, а недавно к ним добавились Испания и Португалия. Из-за различия в строительных технологиях быстромонтируемые краны не пользуются спросом в Великобритании и США, а на рынках Азии краны стремительно набирают популярность.

05.12.10

Континентальная Европа – родина быстромонтируемых башенных кранов. Германия, Франция и Италия – традиционные регионы производства и использования кранов этого типа, а недавно к ним добавились Испания и Португалия. Из-за различия в строительных технологиях быстромонтируемые краны не пользуются спросом в Великобритании и США, а на рынках Азии краны стремительно набирают популярность. Вследствие глобального распространения экономичных методов в домостроении быстромонтируемые башенные краны будут все шире применять там, где до сих пор работы выполняли вилочными погрузчиками, подъемниками, мобильными кранами и кранами-перегружателями.
Быстромонтируемые башенные краны, как видно из их названия, можно установить за короткое время, благодаря чему кран создает минимальные затруднения для уличного движения при установке на городских улицах. Быстромонтируемые краны иногда устанавливают на порталы, не мешающие проезду автотранспорта. У них простое дистанционное управление, электрический привод.

Эти краны поднимают груз на высоту до пяти этажей и перемещают его по горизонтали на расстояние до 45 м. Для аренды на короткий срок в малоэтажном строительстве, когда требуется поднимать материалы сравнительно небольшой массы, они подходят гораздо лучше, чем мобильные краны на колесном или гусеничном ходу.

На «исторической родине», где эти краны применяли на всех малых и среднего размера стройках, технологии домостроения теперь меняются: сокращаются сроки строительства; работы ведет не одна, а несколько субподрядных фирм, каждая из которых имеет собственный парк подъемно-транспортного оборудования; при строительстве все больше используются готовые элементы. Эти обстоятельства несколько уменьшают преимущества быстромонтируемых кранов традиционной конструкции, и появление новых машин этого типа подтверждает данный тезис.

В конструкции первых башенных кранов закладывались возможности быстрого самостоятельного монтажа, поскольку технический уровень мобильных кранов того времени не позволял с их помощью экономично выполнить монтаж башенного крана. Все модели кранов с нижним поворотом и почти каждая модель с верхним поворотом любого типоразмера были оснащены системами быстрого самостоятельного монтажа, позволяющими поднять башню и установить стрелы крана и противовеса.

Некоторые производители кранов, например F.lli Butti, FMGru, Benazzato и San Marco, и сейчас выпускают быстромонтируемые модели с верхним поворотом и малым грузовым моментом – до 60 тс·м, оснащенные двух- или трехсекционной телескопической башней и балочной стрелой с верхним поворотом. Позже благодаря широкому распространению высокопроизводительных мобильных кранов конструкции большинства городских башенных кранов с верхним поворотом стали создавать в расчете на монтаж с помощью мобильных кранов, и поэтому их не стали оснащать собственными системами быстрого монтажа.

В настоящее время имеется тенденция к уменьшению стоимости монтажа башенных кранов, а также тенденция повышения их грузоподъемности, что должно было бы побуждать производителей башенных кранов вернуться к некоторым старым конструкциям, позволяющим башенным кранам устанавливаться самостоятельно. Это позволило бы сократить время монтажа и затраты на использование мобильных кранов для возведения башенных кранов с верхним поворотом. Однако все известные последние разработки конструкций быстромонтируемых кранов относятся к моделям с нижним поворотом. Что же, практика покажет, какие особенности конструкции и инновации приживутся в конструкции, т. е. окажутся наиболее полезными для строительных быстромонтируемых башенных кранов.

В настоящее время подавляющее большинство изготовителей кранов класса до 40 тс·м предлагают модели со следующими особенностями:

• их можно транспортировать как единый агрегат вместе со всем балластом на буксируемом транспортном шасси с высокой скоростью, иногда до 80 км/ч;
• скорость монтажа увеличивается благодаря функциям самовыравнивания с помощью обычных винтовых или гидравлических домкратов выносных опор;
• встроенный балласт или как минимум быстрая установка балласта с помощью имеющейся в конструкции специальной системы;
• полностью автоматический, часто гидравлический механизм быстрого монтажа, способный за одну непрерывную операцию в считанные минуты установить башню на всю высоту и стрелу на полный вылет;
• башня обычно складная, раскладывается только на полную высоту (одно значение высоты), а вылет стрелы можно выбирать в зависимости от условий работы и наличия препятствий, устанавливая стрелу под разными углами либо складывая крайнюю секцию (следует заметить, что только у кранов Liebherr, где применяется двух-, четырехкратная запасовка, установлена запатентованная автоматическая система перезапасовки. На кранах других производителей для перезапасовки требуется опускать крюк на землю, что означает потери времени. На некоторых кранах перезапасовка не предусмотрена, и они все время работают с четырехкратной запасовкой, т. е. в два раза медленней возможного);
• стрелу обычно собирают на месте, она может поворачиваться на 360° в процессе подъема;
• башня обычно состоит из балок коробчатого сечения с гальваническим покрытием для защиты от коррозии;
• управление работой, как правило, дистанционное, поэтому обычно кабины нет.

Такого типа быстромонтируемые башенные краны, которые предлагает большинство изготовителей, наиболее удобны для традиционного домостроения и краткосрочных работ, например обшивки крыши или реконструкции сооружения.

Но все-таки потребители предпочитают быстромонтируемые краны с более высоким грузовым моментом 40-80 тс·м, которые должны иметь следующие особенности:

• должна быть возможность собирать несколько конфигураций крана, для этого может понадобиться кроме базового крана еще одна-две (или более) транспортные единицы, на которых будут перевозить дополнительные противовесы и секции башни;
• базовую машину на шасси со специальными высокоскоростными мостами (до 80 км/ч), как правило, может буксировать обычный грузовик, или же базовый кран можно перевозить на прицепе. Буксируемая версия выгодна тем, что балласт можно перевозить в кузове грузовика, а если грузовик еще и оборудован краном-манипулятором, это значительно ускорит укладку балласта при монтаже крана;
• наличие функции самовыравнивания с помощью винтовых или гидравлических домкратов выносных опор имеет большое значение для таких кранов с большим грузовым моментом;
• поскольку базовый кран обычно транспортируют отдельно от балласта, в конструкции крана желательно иметь устройство, позволяющее самостоятельно укладывать балласт.

Хотя гидравлический привод в быстромонтируемых кранах приобрел популярность в последние 10 лет, конструкции с приводом лебедками, позволяющими разложить кран и поднять башню, до сих пор встречаются довольно часто. Башня высотой более 20 м выполняется телескопической и трехсекционной либо двухсекционной с дополнительными вставными секциями, которые поднимают специальным механизмом. Такая конструкция позволяет менять у крана высоту до крюка. Например, кран Liebherr 71K может иметь до десяти вариантов с различной высотой до крюка. Кроме того, базовая машина при такой конструкции получается легче, а это немаловажное преимущество для условий работы, когда этот кран должен быть поднят мобильным краном. С другой стороны, при монтаже трехсекционной телескопической башни, например, Potain HDT80 или Arcomet A45, можно собрать от трех до пяти различных вариантов с разной высотой до крюка без затрат времени на установку дополнительных секций башни. Обычно максимально возможная высота до крюка – 38 м. Вылет стрелы имеет величины, сравнимые с вылетом стрелы моделей с верхним поворотом обычной конструкции.

Сборка и раскладывание стрелы на месте монтажа теперь является стандартной особенностью любой современной конструкции. В отличие от быстромонтирующихся башенных кранов малой грузоподъемности краны больших типоразмеров обычно имеют два исполнения с разными радиусами противовеса. Для некоторых моделей вместо противовеса стандартного радиуса 4 м можно заказать модификации с противовесом радиусом примерно 2,5 м. Например, кран Liebherr 71К имеет три варианта противовеса разного радиуса. Чтобы уменьшить радиус поворота противовеса, надо увеличивать высоту блока балластных бетонных грузов. Проблему увеличения высоты блока противовесов можно решить, применяя стальной балласт.

Эта особенность делает быстромонтируемые краны более конкурентоспособными по сравнению с городскими башенными кранами с верхним поворотом: необходимая для размещения балласта площадь меньше, однако увеличение массы балласта на 25-30% означает увеличение расходов на транспортировку и монтаж. Угловое давление выше, что следует учитывать при подготовке площадки под кран. Компании, сдающие краны в аренду, по этой причине предпочитают конструкции, в которых раму механизма базового крана можно легко приспособить к размерам площадки, выдвигая или убирая опоры балласта.

Большие современные быстромонтируемые краны имеют трехсекционные стрелы длиной до 45 м, которые раскладываются за считанные минуты – существенное преимущество перед традиционными городскими кранами с верхним поворотом. Например, мобильный быстромонтируемый кран фирмы Spierings Kranen B.V. (Голландия) SK1265-AT6 имеет комбинированную систему раскладывания и телескопирования, благодаря которой вылет стрелы достигает 60 м.

Башенные быстромонтируемые краны большой грузоподъемности имеют остаточную грузоподъемность при максимальном вылете от 1 до 2 т, что сравнимо по величине с характеристиками поворотных башенных кранов малой или средней величины. Кроме того, у быстромонтируемых кранов обычно можно изменять угол наклона стрелы и она может складываться, чтобы избежать столкновения с препятствиями при работе в городе.

За последние пять лет в Германии стоимость кранов относительно общей стоимости строительства возросла с 0,5 до 5,0%, это породило тенденцию к использованию более экономичных типов кранов. Когда принимается решение, какой из башенных кранов – с верхним поворотом или быстромонтируемый – будет наиболее экономичным для данной работы, решающее значение может иметь величина расходов на транспортировку и установку.

Граница, по-видимому, проходит где-то между грузовыми моментами 80 и 100 тс·м. Если для перевозки кроме базового крана необходимо еще более двух транспортных единиц, экономичней будет использовать городской башенный кран с верхним поворотом, но следует учитывать и затраты на использование мобильного крана для установки башенного. Специально для этой цели производят башенные краны с верхним поворотом так называемой серии City. К примеру, такой производитель, как ALFA S.r.l (Италия), выпускает 12 моделей кранов только этой серии, наиболее популярной в настоящее время в мире. Для их перемещения нужны всего лишь одна-две стандартные машины. Время монтажа с помощью автокрана – 6-8 ч. Высота крюка – до 52 м, вылет крюка достигает 70 м. Эту серию также можно отнести к разряду быстромонтируемых кранов по причине крупномодульной конструкции и быстрого монтажа.

Главным недостатком быстромонтируемых кранов является ограниченная высота подъема крюка и необходимая для установки площадка. Большим моделям требуются участки со стороной 4,5-5 м, тогда как кранам с верхним поворотом достаточно квадрата со стороной 1,0 м. Телескопические стрелы, предлагаемые как опция такими производителями, как Pingon, Potain, Arcomet и Liebherr в своей серии ТТ, увеличивают маневренность крана в условиях тесных городских улиц.

Конструкции с плоским верхом (без поддерживающих оттяжек стрелы), стандартно выпускаемые, например, краностроительным заводом ALFA S.r.l (Италия), позволяют максимально безопасно работать в сильно ограниченном пространстве и со сложенной пополам стрелой. Краны Liebherr TT – единственные в мире башенные быстромонтируемые краны, у которых башня и стрела телескопические (отсюда и обозначение ТТ). Можно телескопировать и пустую стрелу, и с грузом (максимальная грузоподъемность (г/п) крана – 4 т, на конце стрелы – 1100 кг). Благодаря телескопическому механизму стрелу удобно установить на любую необходимую длину. Для телескопической стрелы нужно меньше пространства, чем для раскладной. Однако применение телескопической стрелы увеличивает стоимость крана, а ее длина ограничена 30-40 м, т. е. она пригодна для использования далеко не всех случаях.

Бывает, что кран невозможно эксплуатировать в условиях плотной городской застройки из-за его больших размеров в транспортном положении и недостатка места для монтажа. У шасси благодаря небольшой базе колес малый радиус разворота, что повышает маневренность крана. Компактный быстромонтируемый кран Gru Dalbe HF 162 с остаточной г/п 500 кг при вылете 19 м имеет две управляемые оси, причем шасси может передвигаться и в режиме «крабового хода».

Высокая скорость транспортного движения между строительными площадками (в идеальном случае – без прицепа) – большое преимущество для крана. В классе кранов с грузовым моментом до 20 тс·м возможность буксировать кран с высокой скоростью позволяет использовать быстромонтируемые краны для краткосрочных работ, как, например, мобильные быстромонтируемые краны на шасси грузовиков.

Недавно ряд производителей начали рекламировать быстромонтируемые краны на гусеничных шасси в качестве способа увеличить возможности крана, например Potain GMTR 366, имеющий остаточную г/п 1,85 т при вылете 40 м, или краны Liebherr TRR (телескопическая башня, телескопическая стрела + гусеничный ход). Однако такие конструкции могут найти применение лишь в особых условиях или странах, например в Нидерландах, где гусеничный ход традиционно популярен. Тяжелые гусеничные шасси увеличивают стоимость транспортировки, и для компаний, сдающих краны в аренду, предпочтительней было бы иметь один кран на традиционном колесном ходу, который для специальных целей можно переставлять на гусеничную ходовую часть, чем содержать два разных крана.

Что касается привода для монтажа-демонтажа, Potain, ALFA и большинство других производителей отстаивают преимущества гидропривода, аргументируя выбор тем, что никакой другой привод не может обеспечить такой уровень безопасности благодаря отсутствию тросов, которые изнашиваются и рвутся.

Хотя гидравлический привод проверен эксплуатацией в течение последних десяти лет, некоторые производители и компании, сдающие краны в аренду, по-прежнему относятся к нему с недоверием, опасаясь таких проявляющихся с течением времени недостатков, как высокая стоимость техобслуживания и ремонта. Поэтому немецкая компания KSD Kransysteme GmbH (бывш. Pekazett), например, не использует гидропривод для самомонтажа кранов. Хотя, с другой стороны, это сомнительно, и безопасная эксплуатация все равно важней и в конечном счете дешевле.

Рыночная стоимость определяет тенденции в развитии быстромонтируемых кранов, особенно в классе до 30 тс·м. Из-за стремления сдержать рост стоимости производители очень ограниченно используют в конструкции кранов высокотехнологичные инновации. Быстромонтируемые краны наибольших типоразмеров конкурируют с городскими башенными кранами с верхним поворотом по стоимости монтажа и транспортировки, однако капитальные затраты на башенные краны традиционной конструкции все-таки ниже. Наибольшей популярностью на рынке пользуются быстромонтируемые башенные краны класса 60-70 тс·м, высота подъема крюка которых по большей части доходит до 32 м, а длина стрелы – до 45 м. У кранов этого класса имеется ряд опционных возможностей и вариантов комплектаций, благодаря которым они имеют преимущества над конкурентами на рынке.

В развитии конструкций башенных кранов с верхним поворотом заметны тенденции к снижению стоимости транспортировки и монтажа, например, новая серия кранов Wilbert WT. Чтобы машина имела конкурентные преимущества, разработчики постарались максимально сократить время монтажа, увеличить высоту башни, уменьшить габаритные размеры в транспортном положении и размеры площадки для установки, иначе модульные краны с верхним поворотом, обладающие более широкими возможностями, не позволят быстромонтируемым кранам проникнуть в класс кранов высокой грузоподъемности. За пределами Центральной Европы получение разрешения на передвижение по дорогам общего пользования создаст еще одно препятствие для распространения быстромонтируемых кранов большой грузоподъемности.

Одно из главных преимуществ быстромонтируемых кранов утрачивается, если кран приходится грузить на прицеп с плоской платформой или если кран должен быть разделен на секции и его нельзя буксировать в собранном состоянии. В таких случаях мобильные краны на модифицированных шасси грузовиков могут составить серьезную конкуренцию, но они гораздо дороже.

Источник: s-tehnika

Предыдущие статьи
Производитель